Дольмены Кавказа
(Марковин, с.3)
Каждый дольмен представляет собой монументальную, мегалитическую постройку, сложенную из огромных камней (плит и блоков). Русское население называет их «богатырскими хатами», у адыгейцев и абхазов они известны как «дома карликов», «пещеры» (испуи, спыуи) и как «древние могильные дома» (кеунеж, адамра), у мегрелов — «дома великанов», «вместилища костей. (мдишкуде, одзвале, садзвале). Научное название «дольмены» дано кавказским памятникам с первых дней их открытия (с конца XVIII в.). Оно заимствовано от североевропейских построек. Сейчас в научной литературе это название закрепилось.
По данным Марковина В.И., известны 190 пунктов, где имелись и имеются местонахождения дольменов Западного Кавказа (перечисление пунктов см. Марковин, с.19).
(Марковин, с.54)
К 1960 г., когда писал свою работу Л. И. Лавров, им было учтено наличие на Западном Кавказе 1139 дольменов. К концу 1976 г., после дополнительных полевых работ и изучения архивов, по самым скромным подсчетам (по два дольмена на неизученную группу), можно говорить о 2308 дольменах, из них в лучшем случае лишь 20% возвышается в целом виде. Следует сказать, что за весь период исследования дольменов, археологами раскопано не более 160 памятников.
Сведения по материалам и изготовлению кавказских мегалитов:
(Марковин, с.189)
Осмотрев довольно большое количество памятников, можно говорить, что для дольменных построек употреблялись плотные песчанистые известняки без включений крупных окаменелостей (бассейн р. Кизинка, Богатырская поляна у ст. Новосвободной, местонахождения в Абхазии), песчаников (большинство дольменных групп), окремнелых и метаморфических пород (район Красной Поляны). Корытообразные дольмены высекали в скалах и глыбах песчаников (бассейн р. Аше, Солох-аул, Волконка, Пшада и др.). Строители редко использовали в одной постройке различные породы камня, за исключением известкового туфа, плиты которого иногда употребляли для перекрытий (Дегуакская поляна у ст. Даховской, бассейны рек Пшада, Кизинка). Все указанные породы являются хорошим строительным материалом.
(с.190)
Известно, что свежедобытый известняк мягче, чем «вылежавшийся на воздухе», здесь он теряет влагу и крепчает. «Испытание» камня длительной выдержкой на открытом месте способствует его стойкости «против враждебных и вредящих вещей» и «будущего единоборства с веками веков». Дольменные постройки, прошедшие испытание временем, своей, порой отличной сохранностью, лучше всего доказывают, что их строители хорошо знали свойства камня и заранее заготавливали его. Если бы древние мастера ничего не предпринимали для улучшения качества строительного материала, в данном случае известняка, то коэффициент крепости несомненно уменьшился бы; так, для известняков он приблизительно равен 8–4 условным единицам (при наивысшем коэффициенте в 20 единиц). ...
Заготовленные плиты еще в сыром, необработанном виде древние каменщики перевозили на места будущего строительства, где они и лежали некоторый срок (в средние века, по Л.-Б. Альберти, камень выдерживали не меньше двух лет). Перевозка камня могла производиться на быках с помощью деревянных волокуш (примитивных саней), которые хорошо зафиксированы этнографически (у абхазов – «аджанах») и используются повсеместно на Кавказе для подъема тяжестей по крутым склонам.
На местах размещения дольменных построек и добычи камня найдены следы заготовок и инструменты использовавшиеся для обработки.